Копилка
В этом разделе я предлагаю Вам ознакомиться с современными методами и методиками развития высших психических функций, что поможет более эффективно развиваться вашему ребенку.
С помощью этой игры ребенок научится ориентироваться в речевом обозначении пространства с опорой на зрительный образ. Вводя в речь ребенка понятия "вверх", "вниз","вправо","влево","перед","за","над", "под","близко","далеко", Вы поднимаете мышление ребенка на новый качественно более высокий уровень- расширяются и углубляются пространственные представления. Пространственные представления имеют решающее значение для формирования всех высших психических функций: праксиса, гнозиса, устной и письменной речи, памяти и мышления.
Пространственная раскраска "Домик"
Пространственная раскраска "Забор"
На этой картине художник хотел нарисовать следующее: мяч и котенок должны оказаться за забором, а щенок и ель - перед забором. Гриб, который растет слева от ели, должен быть за забором, а гриб, растущий справа от ели, -перед забором. Обведи линии так, чтобы облако оказалось перед солнышком. Обведи птичек, которые летят под облаком. А теперь раскрась картину полностью.
Пространственная раскраска "Подарки"
Помоги мальчику украсить подарочные коробки. Раскрась коробки с подарками так: самая большая коробка должна быть синего цвета, и она находится справа от красной коробки и слева от желтой, справа от желтой коробки стоит зеленая , а над ней оранжевая.
Внимание! Чтобы избежать досадных ошибок, попросите ребенка сначала положить рядом с рисунком карандаш того цвета, которым он собирается его раскрасить, и только потом, проверив все еще раз, начинать раскрашивать.
Предлагаемая игра "Лабиринты" развивает не только зрительное внимание, но и пространственное мышление.
Сначала попробуйте найти путь только глазами, при затруднении используйте карандаш.Удачи!
Развивающая игра "Перепутанные линии" позволяет расширить зрительное восприятие ребенка и увеличить скорость переработки зрительной информации , что значительно увеличивает скорость чтения. Прослеживать линии нужно только глазами , без помощи карандаша или рук. Удачи!
Предлагаемая игра "Прятки" поможет Вам в увлекательной для детей форме развить такие высшие психические функции как внимание, восприятие, наглядно-образное мышление (выделять часть-целое).Игра нравится и дошкольникам , и младшим школьникам. Попробовать могут и взрослые: есть более сложные варианты.
Удачи!
Симметричное рисование
( рисование обеими руками сразу)- эффективная методика развития межполушарного взаимодействия.
У ребенка -дошкольника преобладает правое полушарие, а все процессы обучения аппелируют к левому полушарию ( знак, символ- логическое мышление и речь), поэтому необходимо гармонизировать работу мозга через развитие межполушарного взаимодействия.
Рисуем правой рукой- работает левое полушарие, рисуем левой рукой -работает правое полушарие.
Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки- работают оба полушария гармонично!
Симметричные рисунки
Начало обводки двумя руками легко узнать по цветным либо серым точкам в начале рисунков.Ребенок берет в обе руки по карандашу близких цветов согласно образцу ( можно фломастеры), ставит кончики карандашей на точки и начинает синхронно проводить цветные линии, стараясь сохранить единый темп выполнения задания , руки должны двигаться одновременно, а не по очереди.
Симметричные рисунки повышенной сложности
Если рисунки крупные, то руки с карандашами приходится разводить далеко и труднее фиксировать взгляд по центру двойного рисунка, таким образом у ребенка расширяется зрительное поле и улучшается зрительно-моторная координация. Двойные рисунки распечатываются и склеиваются в зеркальном отображении.Это непростая методика для самостоятельной работы, делайте ее вместе с ребенком.
Развитие творческого мышления
Предлагаемый метод "Дорисуй..."развивает продуктивное творческое воображение ребенка, которое и лежит в основе креативного мышления.
Возможно, что ребенок затрудняется именно в рисовании( но не в продуцировании идеи!) , тогда взрослый ему может помочь зарисовать то, что обозначил ребенок словами. Удачи !
Зашумленные изображения
Предлагаемая игра развивает способность максимально сосредоточиться, уметь выделить "фигуру" и "фон", распределить внимание. Изображения- отгадки прячутся за "шумом", то есть за линиями и их пересечениями, которые усложняют поиск изображений.Есть задания с двойным контуром, контур или его часть ребенку нужно найти по определенному признаку, либо по согласованию с текстом и обвести его.Кроме того это замечательная гимнастика для пальчиков!Получайте и пользу, и удовольствие!
Развитие графомоторных навыков ( методика М.Богданович)
Согласно теории Марты Богданович , создавшей "методику успешного старта", выполнение движений с использованием зрительного и слухового восприятия, одновременно развивает перцептивные функции и моторику( сенсомоторную интеграцию) , что составляет основу сложных психических процессов чтения и письма.
Предлагаемые серии графомоторных упражнений постепенно усложняются, сначала простое рисование по контуру, затем более сложные узоры, которые ребенок прорисовывает без отрыва руки от рисунка ( непрерывное движение) и далее срисовывание более сложных схем-рисунков.Линии рисунка неоднократно создают петли, во многих местах пересекаются, в связи с этим выполнению упражнения должен предшествовать анализ образца (проводим пальцем ребенка по линии , чтобы показать, как он будет рисовать).
Практика показывает, что наиболее комфортным вариантом методики является рисование водными фломастерами на полиэтиленовой обложке или файле ( можно многократно выполнять задание, к тому же этот способ снижает тревожность ребенка- стираем ватным диском неудавшийся рисунок и опять рисуем красиво!).
Система графомоторных упражнений может быть полезна не только детям с проблемами в развитии, но и детям с нормальным психомоторным и речевым развитием при подготовке к школе.Особенно полезно рисовать раз правой, раз левой рукой, что способствует развитию межполушарного взаимодействия и гармоничному развитию мозга.