Здравствуйте, моей дочери 7 лет, в этом году пойдем в школу, у нас нехорошая черта характера: когда что-то не получается- упрется,брови сведет,и не хочет повторять и ее с места не сдвинешь, начинаешь уговаривать- ответ "нет"категорично, потом уже начинаю повышать тон, говорить ей "не сдавайся", а она свое " у меня не получается", я уже ругаться, а она в слезы и истерика, что делать? как будем учиться в школе? не знаю... Спасибо.
Ответ:
Здравствуйте, Ольга!
В старшем дошкольном возрасте важнейшим показателем готовности к школе является уровень притязаний ребенка.Первичным притязанием является стремление к самостоятельности, отказ от помощи взрослого,желание ребенка все сделать самому рассматривается как первичный уровень развития истинных притязаний( обычно это происходит к 3 годам).Начиная с трех лет уровень притязаний идет по линии нарастания, хотя ребенок еще не в состоянии оценить достигнутый результат.К семилетнему возрасту у детей формируются основные компоненты уровня притязания: они не упрощают способа действий, выбирают более сложное задание,после неудачи прилагают дополнительные усилия для достижения успеха.Это то, что должно быть в идеале. На самом деле уровень притязаний может быть как завышенным, так и заниженным.
Дети с неадекватно завышенным уровнем притязания очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.
К похвале дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого.
Дети с заниженным уровнем притязаний нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженным уровнем притязаний кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженным уровнем притязаний свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Таким образом, чтобы сформировать у ребенка адекватный уровень притязаний, а значит способность к целеобразованию и стремление к успеху, необходимо всячески поощрять и стимулировать самостоятельность маленького ребенка ( до трех лет), у более старших детей необходимо формировать способность к сотрудничеству, учить быть дружелюбными, учить переключаться быстро с одного вида деятельности на другой, воспитывать волевые качества.
Помните, что самым характерным для волевого действия является свободный выбор, определяемый не извне, а изнутри, т. е. мотивированный самим ребенком. Выбор цели или отказ от нее должен быть ребенком обоснован, т. е. мотивирован. Мотив — это побуждение к деятельности, переживая которое, ребенок находит ответ на вопрос: «Почему?». Почему выбрана определенная, именно эта цель и именно эти средства ее достижения? Учите ребенка планированию действий, помогите ему оформить план через речевое высказывание. В старшем дошкольном возрасте речь-планирование имеет место до решения детьми задач. Например, собираясь сделать постройку из кубиков, дети обдумывают и выражают в слове то, что будут строить (размеры постройки, материал, расположение частей), определяют очередность выполнения замысла, последовательность предстоящих действий и операций.
Очень важен сам процесс исполнения (преодоление препятствий, волевое усилие). Деятельность в затрудненных условиях и преодоление помех являются обязательными признаками волевого поведения личности. Большим препятствием для детей старшего дошкольного возраста является отсроченное от момента постановки цели ее достижение. Так, дети могут выполнять свои задания в трудовой деятельности в течение трех дней, начиная выполнять на следующий день после выбора цели. Между постановкой цели и началом выполнения задания проходят сутки, затем - двое, трое суток. Сами по себе задания должны быть знакомы и посильны детям ( например, кормить рыбок, поливать цветы и т.д. по интересам). Помните, что действие ребенка становится волевым благодаря речи, помогите ему , напомните ему план действий, проговорите его несколько раз.
Волевое действие заканчивается оценкой достигнутого результата. Важна самооценка- как основа процесса волевого саморегулирования. В этом тоже необходимо помочь ребенку, ваша любовь, терпение и вера в ребенка помогут ему сформировать адекватную самооценку.
С уважением - Н.А.Шикуля
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Консультирование